6.
Созерцание
Цель
Творения
В конце
истории, совпадающим с завершением Творения,
Бог будет созерцать человека, а человек будет
созерцать Бога. «И совершил Бог к седьмому дню
дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой
от всех дел Своих, которые делал. И благословил
Бог седьмой день, и освятил его» (Быт 2, 2-3).
Сердцем человека Всемогущий Бог никогда не
будет овладевать силой. Сердце человека - это
то, что Богу дороже всего. Властелин всего мира
стучится, чтобы войти в мой дом, чтобы сесть за
трапезу вместе со мной. «Се, стою у двери и стучу.
Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду
к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр 3,
20). Бог просит меня в образе нищего, чтобы я
разрешил Ему стать моим гостем. У каждого
человека Бог испрашивает позволения на
близость с ним, на сокровенное общение. Бог
жаждет говорить с нами во что бы то ни стало. Даже
если мы избегаем Его, предпочитая общение с
другими, Бог не оставляет Своих устремлений. Он
продолжает любить нас, даже если мы «жены
неверные». О блуднице Гомери он говорит: «Я
увлеку ее, приведу ее в пустыню и буду говорить
к сердцу ее» (Ос 2, 14). В созерцании Отец, Сын и
Святой Дух смотрят на нас взглядом, исполненным
любви, и хотят, чтобы и мы поступали таким же
образом. Бог созерцает наше лицо. И мы допущены
созерцать Божий лик.
Созерцание
при Божественном чтении
Цистерцианец
Гуиго II в своем послании Scala paradisi
(«Лестница в рай») так определил созерцание:
«восхождение души, когда она поднимается до
таких высот, что пребывает в Боге и ощущает
радость вечного блаженства». Источник
созерцания при Божественном чтении - Слово
Божие. «Священное Предание и Священное Писание
обоих Заветов являются как бы зеркалом, в
котором Церковь, странствующая в мире,
созерцает Бога, от Которого она все получает,
пока не придет к Нему, чтобы увидеть Его лицом к
лицу, как Он есть» (DV 7). Мир, радость, покой -
таковы плоды созерцания, предвосхищающие
вечное блаженство. В созерцании «человек
свободно и всецело предает себя Богу, принося
«полное подчинение разума и воли Богу,
открывающему Себя» и добровольно принимая
данное Им Откровение» (DV 5). Созерцание - это
самая совершенная степень знания. «Да не хвалится
мудрый мудростью своею... Но хвалящийся хвались
тем, что разумеет и знает Меня, что Я - Господь,
творящий милость, суд и правду на земле» (Иер 9,
23-24). Предмет созерцания - не история моей
жизни, не история спасения; предмет созерцания -
Сам Бог. Обращаясь к Отцу, Иисус такими словами
говорит о созерцании: оно «есть жизнь вечная, да
знают Тебя, единого истинного Бога, и
посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин 17, 3).
Созерцать - это значит смиренно и бесстрашно
устремлять свой взгляд на Бога, Который открывает
Себя в истории моей жизни, освещенной
Словом.
Земля
чудных дел Божиих
В
созерцании Бог рассказывает мне о Своей любви,
используя для этого события моей жизни. В
медитации я исследую свою жизнь, выделяя в ней
события, в которых ощущается исполненное любви
действенное участие Божие. В созерцании я
понимаю: моя жизнь имеет ценность исключительно
потому, что Бог ищет меня, ожидает встречи со мной,
любит меня. От моей жизни я восхожу к Его любви,
любви Отца. И это открытие побуждает меня
предать себя Отцу. Я рассказываю Богу о своей
любви к Нему - это мой ответ на Его любовь. Моя
любовь не может возвыситься до любви Бога, но, тем
не менее, она полностью охватывает меня. Я
прилепляюсь к Его сердцу, а свое сердце предлагаю
Ему. Бог посвящает мне Свое время, и я стремлюсь
поступать так же по отношению к Нему. Я
обнаруживаю знаки Божественной любви,
скрывающиеся в поворотах моей скромной жизни. Я
изумляюсь тайне моего существования. Бог
возлюбил меня, несмотря на мою малость и
незначительность. «Когда взираю я на небеса Твои,
дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты
поставил: то чт° есть человек, что Ты помнишь его, и
сын человеческий, что Ты посещаешь Его?» (Пс 8,
4-5). Переживая чудные дела, которые любовь
Божия совершила во мне, я приближаюсь к себе
самому, познаю самого себя. Это не я созерцаю
свою жизнь - это Бог являет Себя в моей жизни. И
вместе с Девой Марией я говорю: «Сотворил мне
величие Сильный; и свято имя Его» (Лк 1, 49).
Подобно Моисею на горе Хорив, я снимаю обувь с ног
своих (ср. Исх 3), ибо земля, по которой я ступаю,
есть моя жизнь, земля святая. Это я сам - земля, в
которой творит Свои чудные дела Господь. Он
скрывается во мне, как в Неопалимой купине; Он
воспламеняет меня, но не сжигает, напротив, Он
дарует мне всю полноту существования. Да, я
купина, я терновый куст, и моя греховность, мое
неверие, мой эгоизм - терновые шипы. Но Бог
вселяется в меня, и во мне разгорается пожар Его
любви - любви пламенной и почтительной,
ревностной и многотерпеливой, неизреченной и
целиком охватывающей меня.
Быть в
Боге
Бог
всегда присутствовал в моей жизни, просто я не
знал этого. Я обращаюсь к Нему такими словами:
«Ты Господь мой; блага мои Тебе не нужны... Ты
держишь жребий мой» (Пс 16, 2.5). И в конце концов я
понимаю, что Он привлекает меня к Себе, Он
призывает меня сейчас и навсегда. Я понимаю, что
Бог сотворил рай, чтобы иметь возможность любить
меня в веках и чтобы я мог любить Его вечно. «Ты не
оставишь души моей в аде... Ты укажешь мне путь
жизни: полнота радостей пред лицем Твоим,
блаженство в деснице Твоей вовек» (Пс 16, 10-11).
Огонь любви к Тебе, который Ты зажег в моем
сердце, не угаснет даже с моей смертью. Здесь и
сейчас, благодаря Твоему Слову, которое
снизошло ко мне и вошло в мою жизнь, я открываю для
себя Твое лицо - лицо Отца. Я открываю Твою
любовь, которую без колебаний даровал мне Иисус.
Ты принес в жертву Своего Сына Единородного, Ты
совершил это, чтобы к Тебе пришел я, Твой сын,
беспокойный и неверный. Посредством действия
Святого Духа я хочу быть с Тобой, Отче, и с
Иисусом. Я жажду любви Божественной Троицы. Я
радуюсь этой тайне - присутствию во мне трех Лиц
Троицы. Я привыкаю к общению с Божественными
Лицами и отвыкаю от материальных вещей. Вещи не
привлекают меня, не занимают моего времени.
Отныне я произношу не слова, а имена: Отче, Брат,
Супруг. Я говорю Тебе, Боже, что, предаваясь
Тебе всецело, я готов к тому, чтобы Ты меня
возлюбил. Я понимаю, что Дух Твоей любви
совершает внутри меня Свою работу. Ты не просто
поселился во мне, подобно какому-то жильцу,
которого я вынужден терпеть. Ты не просто
случайный гость. Ты, Боже - Владыка моего сердца,
Господин моей жизни. У меня нет никаких других
желаний, кроме одного, которое целиком
охватывает меня: предстать перед Тобой. Тебе не
нужны мои слова, мои поступки, мои усилия, Ты
нуждаешься только в одном - в моем сердце. Ты
говоришь со мной такими словами: «Будь со мной.
Будь спокойным. Не тревожься. Если хочешь
созерцать Мой образ, то не уподобляйся
волнующемуся озеру. Смиряй и успокаивай себя,
как успокаивают дитя, отнятое от груди матери
(ср. Пс 131, 2). Возведи на Меня очи, как раба
возводит очи «на руку госпожи своей» (ср. Пс 123,
2)». И теперь, наконец, я понимаю: «я есмь» только
тогда, когда я стою перед Тобой. Я реализую себя
не в своих делах, а лишь когда предстаю перед
Тобой, Который есть Сущий. Мои дела значат меньше,
чем мое пребывание с Тобой. «Мария, которая села
у ног Иисуса и слушала слово Его... избрала
благую часть, которая не отнимется у нее» (Лк 10,
39-42).
Пребывать
в любви
Я хочу
всегда пребывать в Тебе, Господи. Я хочу, чтобы
это продолжалось бесконечно. Ты меня просишь не о
том, чтобы я приобщился к любви, но о том, чтобы я
пребывал в любви (Ин 15, 9), ибо Ты любил меня
извечно. И я пребываю здесь, в Твоей любви, и я
беззащитен пред Тобою, Ты можешь делать со мною
все, что Тебе угодно. Мне достаточно Тебя: если Ты
говоришь, я внимаю Тебе; если Ты молчишь, я
пребываю в ожидании. Мне достаточно знать, что Ты
присутствуешь здесь, во мне, как во храме. Ты
выбрал меня как Свою обитель (ср. Ин 14, 23). Ты
присутствуешь в моей жизни, и, созерцая Тебя, я
воссоздаю Твой образ. Я не хочу ни о чем просить
Тебя. Мне достаточно сознавать, что я пребываю в
Тебе. «В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и
вы во Мне, и Я в вас» (Ин 14, 20). Мое пребывание в
Тебе не отдаляет меня от братьев. Я обращаю к ним
свое лицо, сияющее Твоим светом, и сияние моего
лица озаряет моих братьев. Никто не обделен моей
любовью. Я возлюблю и своих друзей, и своих
врагов. Ведь я не просто решаю любить других людей
- я хочу, чтобы Ты соблаговолил любить их через
меня.
Подлинное
знание
В Седьмой
день мы познаем Бога, каков Он есть. Сейчас мы
знаем Его не в полной мере. «Теперь мы видим как бы
сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом
к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю,
подобно как я познан» (1 Кор 13, 12). В созерцании,
здесь и сейчас, будучи в изгнании, а не на своей
родине, я начинаю видеть лицо Божие, устремляя
на Него взгляд, исполненный веры и надежды.
Любовь ведет меня к познанию Бога. «А теперь
пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но
любовь из них больше» (1 Кор 13, 13). Апостол Павел
поучает эфесян: «Живите в любви, как и Христос
возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и
жертву Богу, в благоухание приятное» (Еф 5, 2).
Сейчас мы лишь странствуем на пути в Землю
Обетованную, но, тем не менее, мы уже связаны с
Богом: «Узами человеческими влек Я их, узами
любви; и был для них как бы поднимающий ярмо с
челюстей их» (Ос 11, 4). Посредством
Божественного чтения мы подготавливаем здесь,
на земле, окончательную и полную встречу с Богом:
Отцом, Сыном и Святым Духом. Уже сейчас, вслед за
невестой в Песни песней, мы можем повторить:
«Возлюбленный мой принадлежит мне, а я ему» (Песн
2, 16). Посредством Божественного чтения я
встречаюсь не с абстрактной идеей, а с Я. И это Я
постепенно становится для меня Всем, так же, как я
становлюсь всем для Него. «Когда кипело сердце мое
и терзалась внутренность моя, тогда я был невежда
и не разумел; как скот был я пред Тобою. Но я всегда
с Тобою; Ты держишь меня за правую руку. Ты
руководишь меня советом Твоим и потом примешь
меня в славу. Кто мне на небе? И с Тобою ничего не
хочу на земле. Изнемогает плоть моя и сердце мое;
Бог - твердыня сердца моего и часть моя вовек» (Пс
73, 21-26).
Теперь
мои глаза видят Тебя
Я жаждал
постичь, в чем смысл моей жизни. Как и Твой раб Иов, я
не понимал, зачем нужны страдания и смерть. Я
ощущал, что Ты далек от меня, Господи. И я говорил
самому себе: «О, если бы я знал, где найти Его, и
мог подойти к престолу Его» (Иов 23, 3). Потом,
внимая Твоему Слову, я осознал, что всегда
пребывал во чреве Твоем: «Зародыш мой видели очи
Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня
назначенные, когда ни одного из них еще не было»
(Пс 139, 16). И сейчас я не могу скрыться от Твоего
присутствия, исполненного любви. Куда бы я ни
пошел, «рука Твоя поведет меня, и удержит меня
десница Твоя» (Пс 139, 10). Я измучен и обижен
жизнью, и из груди моей исторгается крик: «Славлю
Тебя всем сердцем моим, пред богами пою Тебе, что
Ты услышал все слова уст моих. Поклоняюсь пред
святым храмом Твоим и славлю имя Твое за милость
Твою и за истину Твою; ибо Ты возвеличил слово Твое
превыше всякого имени Твоего» (Пс 138, 1-2). Я
поднимаюсь по ступеням, которые ведут меня от
моей ничтожности до самой вершины, то есть к
Тебе. Я созерцаю Твое лицо: «Я слышал о Тебе
слухом уха; теперь мои глаза видят Тебя» (Иов 42,
6). Если я буду лишь слышать о любви, то не научусь
любить. Я испытаю любовь, лишь когда молча
предстану перед Тобою, Господи. Сейчас, Господи,
я заканчиваю свою созерцательную молитву
словами невесты из Песни Песней: «Положи меня,
как печать, на сердце твое, как перстень, на руку
твою: ибо крепка, как смерть, любовь... она пламень
весьма сильный» (Песн 8, 6).

|