2. Слово
Божие «Светильник ноге моей»
Библия -
это собрание книг, написанных в течение более
чем 1000 лет: приблизительно за период от 1000 г.
до Р.Х. до 100 г. после Р.Х. Многие книги анонимны,
авторы других книг известны. Библия включает в
себя 73 книги: 46 книг Ветхого Завета и 27 книг -
Нового Завета. Книги Ветхого Завета
повествует об истории спасения, начиная с
сотворения мира и кончая событиями,
непосредственно предшествовавшими рождению
Христа. В Новом Завете рассказывается об
истории спасения от Христа до конца времен. В
Библии не только раскрыт замысел спасения,
осуществленный Богом в истории, но и
представлен Сам Творец этого замысла. Библия
показывает нам лицо Божие. Библия - это свет,
который указывает нам путь к радости и истине.
«Слово Твое светильник ноге моей и свет стезе
моей» (Пс 119, 105). Слово Божие требует
размышления, оно вопрошает и побуждает
человека определиться. В отношении Слова
можно занять лишь две позиции: либо его принять,
либо от него отказаться. Промежуточной позиции
здесь быть не может. Слово требует
определенности. Любой компромисс равнозначен
отказу. «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч;
о, если бы ты был холоден или горяч! Но, как ты тепл,
а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст
Моих» (Откр 3, 15-16). Человеку перед лицом Слова
открываются два пути: путь праведного и путь
нечестивого. «Но в законе Господа воля его, и в
законе Его размышляет он день и ночь! И будет он
как дерево, посаженное при потоках вод, которое
приносит плод свой во время свое, и лист которого
не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет. Не
так - нечестивые, не так; но они - как прах,
возметаемый ветром с лица земли. Потому не
устоят нечестивые на суде, и грешники - в
собрании праведных. Ибо знает Господь путь
праведных, а путь нечестивых погибнет» (Пс 1,
2-6).
Спасение
праведного
Праведный
спасается, поскольку он незыблемо и совершенно
определенно верует, что Бог Авраама, Исаака и
Иакова действует и говорит деяниями и устами
пророков в истории Израиля. Праведник
спасается, поскольку он верует, что Бог являет
Себя полностью и до конца в жизни, слове,
страдании и смерти Иисуса из Назарета. Это
Иисус, Которого Церковь, с самого своего
основания, рассматривала как Мессию Божьего (то
есть Христа), как Слово Отчее Воплощенное, как
Сына Божия Единородного. «Бог, многократно и
многообразно говоривший издревле отцам в
пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне,
Которого поставил наследником всего, чрез
Которого и веки сотворил» (Евр 1, 1-2). Для
праведника, таким образом, Иисус из Назарета
есть верный путь, ведущий к Богу. В повседневной
жизни человек ощущает удаленность от Бога и
постоянно, всем своим существом, стремится к
Абсолюту. Он напряжен и разрывается между
своим замкнутым, ограниченным миром и
всеобъемлющим, не имеющим пределов. Человеку
необходимо понять, откуда у него появилась эта
неудовлетворенная жажда беспредельного. Он
пытается утолить свою тоску по Абсолюту.
Издавна хочет взойти на небо. Хочет осуществить
свои стремления, примириться с самим собой и с
окружающей реальностью. Разрыв проходит не
только в душе, но и выходит наружу, касаясь
отношений человека с другими людьми, со всем
сотворенным миром и, более всего, с Богом.
Божественный Абсолют влечет человека и
постоянно возвышает его над окружающим миром.
Бог, невыразимый и неисчерпаемый, все же
остается вершиной человеческих
мечтаний.
Человек
ставит себе четкую цель - преодоление
внутреннего и внешнего напряжения. Он полагает
себя спасенным, если его сердце, его разум и все
его существо укореняются в Божественном
Абсолюте. Мир и покой, чаемые пусть даже и за
гробом, придают значимость всему человеческому
существованию. Спасение - это обретение
уверенности в смысле этой жизни - жизни на разрыв,
жизни со страданием, одиночеством, печалью,
смертью. Спасение - это твердая надежда на
вхождение в Божественный Абсолют, на
приобщение к самой Божественной
жизни.
Сила
спасения
Христианин
не может спастись своими собственными силами.
Человек не способен найти в самом себе резоны
своего существования, своего страдания, своей
смерти. Для христианина спасение «приходит
свыше», это сила, которая вторгается в историю.
«О, если бы Ты расторг небеса и сошел!» (Ис 64, 1).
Бог Сам конкретно вмешивается в человеческую
жизнь посредством Своего Слова, и это Слово, в то
же самое время, есть и Событие. Слово всегда
порождает события, а события Божии всегда
красноречивы и несут в себе какое-либо
послание. Действенные проявления воли Бога
осуществляют план спасения, при том условии, что
человек принимает их как безвозмездный дар
Божий. Человек сотрудничает с Богом ради
собственного спасения. «Мы же, как споспешники,
умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была
принята вами. Ибо сказано: «во время
благоприятное Я услышал тебя и в день спасения
помог тебе». Вот, теперь время благоприятное,
вот, теперь день спасения» (2 Кор 6, 1-2). Библия -
это рассказ о действенном участии (словами и
делами) Бога в истории, направленном на то,
чтобы привести человека ко встрече с Всевышним.
Эта встреча, еще не полная в преходящей жизни
(здесь и сейчас), становится окончательной «в
жизни будущего века» (в жизни вечной). Как писал
по этому поводу апостол Павел, мы «знаем, что,
водворяясь в теле, мы устранены от Господа, -
ибо мы ходим верою, а не в(c)дением... и желаем
лучше выйти из тела и водвориться у Господа» (2
Кор 5, 6-8). Явным образом действуя в истории, Бог
открывает человеку Свою собственную природу.
Явившись Моисею на горе Синай, в Неопалимой
купине, Бог говорит о Себе так: «Я есмь Тот, Кто
пребудет». Иными словами: «Познаете, Кто Я есмь,
по делам, которые Я совершу». Израиль, в отличие
от других древних народов, познавал Бога
непрестанно, на протяжении всей своей истории.
Храм Божий - это время. История Израиля - это
история спасения и, одновременно, это история
Бога. Бог рассказывает о Себе в замысле
спасения. Это не человек ищет Бога - Бог услышал
мольбу человека и устремился ему навстречу,
устремился по собственной воле. Библия
повествует об опыте, приобретенном людьми в
общении с Богом Израиля. Повествование не
завершено, поскольку Бог продолжает действенно
участвовать в истории, и так будет до скончания
времен. Бог будет открывать Свое лицо каждому
человеку, который ищет Его искренне и с открытым
сердцем. Таким образом, человек еще не закончил
постижение облика Бога. История спасения
началась, но еще не завершилась. Центр
домостроительства спасения - это Христос. Ветхий
Завет относится к эпохе ожидания, Новый Завет -
к эпохе «уже» и «еще не».
Явление
Бога в истории
Бог не
только направляет ход истории извне: Он
включается в нее непосредственно, хотя и
продолжает сохранять Свою собственную
трансцендентность. История - это место
Богоявления, это единственное место, где
человек может встретить Бога. Само творение - это
лишь первое событие в истории. Израиль, собирая
и запечатлевая в письменной форме события,
свидетельствующие о вмешательстве Бога в
историю, тем самым прослеживал в веках лик Ягве.
Каждая книга Библии - это новый фрагмент,
добавляющийся в мозаику лика Божия, это новый
мазок кистью, проясняющий лик Божий на
иконе.
Призвание патриархов, освобождение из
египетского плена, дарование земли Ханаанской
- вот три основополагающих события Ветхого
Завета, которые более всего помогли Израилю
познать Ягве. Этими деяниями Бог явил Себя как Тот,
Кто заключил завет с человеком (Бог Завета); как
Бог, Который хочет, чтобы человек был свободен;
как Бог, Который выполняет Свои обещания, даруя
человеку землю - символ и залог родины
истинной, Иерусалима Небесного, родины -
Троицы. Бог открывает Себя как Бог-с-нами.
Посредством воплощения Слова Бог становится
главным действующим лицом человеческой
истории. Своим добровольным подчинением Иисус
из Назарета действует в умилостивление Отца,
Судии нашего, действует от имени всего
греховного человечества (ср. 1 Ин 4, 10). Иисус
побуждает людей идти к конечной цели - к Земле
Обетованной, к Седьмому дню творения. В этот день
человек перестанет тревожиться и, наконец,
обретет покой. В этот день человек,
освобожденный от границ греха, времени и
смерти, получит радость во всей ее полноте.
Начиная с этого дня человек будет созерцать Бога
- созерцать «лицом к лицу», и это будет длиться
вечно. Бог же будет созерцать человека.
Человеческая жизнь, таким образом, это исход,
исход: из ограниченности в полноту. Замысел
Божий раскрывается и реализуется постепенно,
благодаря нашему соучастию в его исполнении, а
мы сотрудничаем свободно и каждый в меру
собственных способностей. В этом замысле Бог
являет Себя как полностью отдающий Себя
человеку и жаждущий, чтобы человек предал Ему
взамен свое сердце. Бог открывает Себя как Любовь
(ср. 1 Ин 4, 16). Единый Бог возлюбил каждого
человека, и от каждого Он ожидает любви
безраздельной: «Ибо Господь, Бог твой, есть огнь
поядающий, Бог ревнитель» (Втор 4, 24).
Бог есть
Любовь
Бог есть
Любовь, поскольку Его природа триедина. Бог - это
семья, состоящая их трех Лиц, между которыми
существуют связь любви и полная взаимная
самоотдача. Отец безраздельно отдает Себя
Сыну. Тот, Кто есть полнота бытия, Тот, Кто есть
Сущий, все Свое передает Сыну. Он радуется Сыну
и порождает Его в любви. Сын получает от Отца
все и, в Свою очередь, возвращает это Отцу. Отец,
изначальный источник Любви, дарует и получает.
Сын получает и дарует. И этот вечный обмен в
любви постоянно обновляется; свежий, как
дыхание, он присутствует в Духе Святом,
исходящем от Отца и Сына. Это Дух Любви, которую
Отец испытывает к Сыну, а Сын - к Отцу. Три
Божественных Лица живут друг для друга, Они суть -
для. Они связаны между Собой узами любви.
Человек сразу после своего сотворения стал
соучаствовать в этой троичной жизни (жизни
трансцендентной Троицы): «И сотворил Бог
человека по образу Своему, по образу Божию
сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт
1, 27). Человек способен к любви в браке,
способен любить других, но, прежде всего, он
обладает способностью любить Божественную
личность - основание каждой человеческой
личности. Грех эгоизма, самодостаточности,
отказ от каких бы то ни было отношений изолируют
человека от Бога, от других людей, отделяет
человека от мира и даже от самого себя.
Внутренний раздор, который испытывает человек,
есть горький плод греха, с самого начала
присутствующего в истории человечества. Узы
любви, связывающие человека с Богом,
восстанавливаются посредством Искупления.
Благодаря Христу человек обретает возможность
с любовью относиться к самому себе, к другим
людям, к Богу. Надо только, чтобы человек этого
возжелал. Надо только, чтобы человек позволил
Богу любить себя, чтобы он возлюбил ближнего той
же самой любовью, какую он получает от Бога.
Каждый человек призван, в меру своих
способностей, ощутить триединую любовь Божию,
чтобы обрести способность возлюбить своих
братьев. Каждый человек призван быть: жить-для,
быть-для Бога и быть-для братьев. Каждый человек
призван являть через свою собственную жизнь и в
своей собственной жизни образ
Троицы.
Лицо
моего Бога
Библия
повествует о встречах Бога с разными людьми. Бог
встречает Авраама, Исаака, Иакова, Самуила,
Давида, пророков, весь народ Израиля. В Новом
Завете Иисус встречает апостолов, является
Павлу. Иисус говорит об Отце. Но каково же
подлинное лицо Бога? Кто есть Бог? Тот, Кто
заключил завет с Авраамом? Тот, Кто боролся с
Иаковом? Тот, Кто лицом к лицу говорил с Моисеем?
Открывает ли нам Христос подлинное лицо Бога? Кто
Бог Иисуса? Тот, о Котором повествует нам
Евангелие от Матфея, или Тот, о Котором
рассказывает нам Евангелие от Иоанна? Или же
Послания апостола Павла? В действительности же
Бог есть Бог Авраама, Исаака, Иакова, Моисея,
Самуила, Давида, Исайи, Иеремии, Иоанна, Павла.
И все эти Божественные лики подлинны, поскольку
каждое из действующих лиц Библии имеет личный
опыт общения с Богом. Бог есть Любовь, и Он являет
Себя каждому человеку в отдельности, каждый
раз по новому. И так происходит всегда. Любовь
требует встреч свободных и исключительных.
Божественное Я, предстающее перед человеческим
я, всегда единственно и неповторимо. Библия
открывает мне целую череду Божественных ликов,
и это должно способствовать моей личной встрече с
моим Богом. Ведь Бог хочет открыть Свое лицо и мне -
человеку, вовлеченному в историю спасения. Бог
любит лично меня, думает обо мне; Он сотворил
меня, поскольку хотел встретиться именно со мной,
встретиться один на один. Каждый человек призван
столкнуться с Богом лицом к лицу. Божественное Я
хочет установить сокровенные отношения с моим
я. Бог желает, чтобы я отдал Ему свое сердце.
Каждый человек - это всё для Бога. Библия
предлагает мне Бога Авраама, Бога Исаака и Бога
Иакова не для того, чтобы я наугад выбрал из них
Того, Который стал бы и моим Богом. Образы Бога
Авраама, Исаака и Иакова свидетельствуют для
меня, что Бог есть Любовь, и, значит, побуждают
меня начать поиски моего Бога и помогают мне
открыть Его лицо. Бог-Любовь хочет, чтобы я познал
Его, Он хочет встретиться со мной: сейчас -
посредством Своего Слова, а потом - в Седьмой
день, «лицом к лицу» в жизни вечной. Божественное
чтение - это лестница, и восхождение по ней
должно привести меня к лицу моего Бога. Чтение
позволяет мне соприкоснуться с Богом Авраама,
Исаака, Иакова, Иоанна и Павла. Благодаря
размышлению я встречаюсь с Богом в моей жизни -
маленьком эпизоде истории спасения. В молитве я
прошу Бога привести мою жизнь в соответствие с
историей спасения: это главный Божественный
план, и план моей собственной жизни является лишь
частицей этого общего плана. В созерцании я
обдумываю замысел Божий касательно меня -
замысел любви. И вот тогда я восхожу к Автору
этого замысла, то есть к Богу, Который есть
Любовь. В созерцании Бог являет мне Свое лицо:
мое, человеческое я встречается с Я
Божественным.

|