Апостольский смысл подвижнической
жизни
Подобно всякой истинной
христианской жизни, монашеская жизнь в своей основе есть жизнь
«апостольская». Она есть свидетельство о Христе и
проповедование Евангелия.
Монашеские общины суть общины,
проводящие истинно христианскую жизнь; силою Духа Святого эти
общины образуются для того, чтобы зримо явить в Церкви два
аспекта крещального освящения, которые каждый христианин
переживает по-своему; однако брак и священство прямо не
выражают оба эти аспекта:напоминание
о евангельском отречении и возвещение грядущей братской
жизни.
Всякая истинно христианская жизнь
есть «прилепление» ко Христу, которое осуществляется постепенно
и приводит христианина к освобождению от своего достояния и от
своей самости. Однажды он сможет раздать то, чем он еще
обладает, и тогда практически у него не останется какой-либо
собственности. Конечно, он должен будет считаться с желаниями
своих близких и ему придется отказаться от собственной воли,
на основе которой ранее он устраивал свою жизнь. Он должен
устанавливать все более и более тесные, братские отношения с
ближними. Со временем супруг и супруга откроют, что однажды
сделанный ими выбор подразумевает отказ от всех прочих
возможных партнеров. С возрастом плотское выражение их любви
станет менее интенсивным и менее плодотворным — именно в этот
момент им придется установить отношения равенства со своими
детьми, в свою очередь достигшими зрелости и ставшими
супругами, семьянинами — отцами и матерями. И тогда им придется
ввести в свою супружескую жизнь новое, все более возрастающее
требование целомудрия.
Необходимо постоянно напоминать о
важном значении этих постепенно открываемых всеми христианами
требований; и ради этого подвижническая, монашеская жизнь
устраивается таким образом, который с самого начала позволяет
членам общины отказаться от всего, дабы сразу же, во имя
Христово, все получить от общины. И поэтому подвижническая
жизнь становится в Церкви напоминанием о грядущей небесной
общине. Всенародное принесение монашеских обетов делает зримым
присутствие в Церкви небесной, уже действующей, общины. Именно
в этом и заключается самобытный, свойственный монашеской общине
образ христианской святости, к которой она призвана, как и
всякий крещеный человек.
Непонимание этого часто приводит
к неверному представлению о добровольной нищете подвижнической
жизни. Такая нищета не сводится к обладанию меньшему, чем у
других. Скорее наоборот, ибо община объединяет бездетных
холостяков, которые значительно меньше тратят и которые могут
значительно больше работать. Свойственная монаху нищета есть
прежде всего изначальное и принятое раз навсегда решение, в
основе которого лежат нормы, уже определенные уставом: монах
не должен быть владетелем того, что он получает, и того, чем
он пользуется; у него не должно быть личной собственности
Безусловно, преломление общинного «хлеба» (то есть богатства) с
наиболее бедными представляет собой весьма острую проблему.
Однако обет нестяжания осуществляется прежде всего через
целостное преломление этого «хлеба» в самой общине.

|