Церковь в
эпоху родителей Антония
Церковь в эпоху родителей Антония
последовательно осуществляет свое апостольское призвание. Она
еще продолжает борьбу с враждебным языческим миром; следование
за Христом привело ее к опытному познанию разрыва с миром,
которое выявляется все еще возможным мученичеством. В обществе,
не все члены которого суть христиане, братский характер общины
сынов Божьих остается зримым как для самих членов этой общины,
так и для язычников. Следовательно, здесь присутствуют и
достаточно ясно раскрыты основные измерения христианской жизни:
апостольский динамизм, вытекающий из решимости все оставить
ради Христа, как следствие приводит к возникновению общины
братьев. Однако в эпоху Антония и тем паче при последующем
поколении (поколении Афанасия Великого) успех проповеди
Христовой — все в целом общество становится христианским —
начинает как бы затенять инакость, свойственную ранней
христианской общине.
Цель предпринятого и
осуществленного героем Афанасия делания — заложить основы
некоего образа жизни, который еще более ярко выявит два
внутренне присущих всей христианской жизни свойства. Отныне
сущностью монашеской жизни становится напоминание всей Церкви о
необходимости порвать с миром, так или иначе все бросить и
последовать за Христом; подвижническая жизнь должна показать,
что этот выбор рождает общину учеников. Такая подвижническая
жизнь станет «совершаемым Церковью памятованием Евангелия».
Все христиане должны ответить на призыв Христа и позволить Духу
собрать их как учеников. Именно на этом призвании основывается
апостольская жизнь всякого христианина.

|