Основы
монашеской жизни
Прежде чем продолжить
рассмотрение жизни Антония, следует раскрыть те элементы,
которые изначально содержались в его призвании и которые
позволяют уточнить все то, что легло в основу созревания и
возрастания нарождающейся монашеской жизни.
Антоний — первый монах,
основатель уставной монашеской жизни, родился в христианской
семье; его родители вместе с приходским священником дали ему
христианское воспитание. В это время здесь уже существовала
община дев, посвященных Богу, а неподалеку от Антониева
селения, жил некий отшельник, который мог принять его и
преподать ему основы подвижнической жизни.
Именно в Церкви, обладающей
определенной структурой, порожденной различием между жизнью в
браке, литургическим апостольским служением и словесным
служением — проповедью Слова Божьего, и раскрылось в Антонии
призвание к монашеской жизни, прототипом которой он стал.
Благодаря браку и священству Церковь уже пребывает в полноте
христианского призвания во всем его наиболее требовательном
апостольском измерении Церковь — школа святости: подобно своим
родителям и сестре, Антоний находится на пути, ведущем к
подлинной евангельской жизни и мудрости. К тому же
миссионерское воздействие Церкви той эпохи — весьма
значительно: оно охватило уже почти весь цивилизованный мир. В
каждом селении местная христианская община постепенно
восприняла почти все население, а сама Римская империя
находится на пороге своею полного превращения в империю
христианскую. Церковь обратила уже почти весь цивилизованный
мир.
Таким образом структурированная
таинством брака и таинством священства, Божья Церковь уже живет
во всей полноте своего апостольского призвания, рожденного в
крещении к завершенного в Евхаристии. Итак, что же нового могла
принести нарождающийся монашеская жизнь в эту раннюю Церковь?
Невольно возникает первый ответ: ничего. Все уже дано. То
новое, что принесет житие Антония, не будет характеризоваться
притязанием внести в жизнь Церкви нечто такое, что ранее не
существовало. И это тем более верно, что в Церкви от начала ее
бытия уже существовали общины «дев», о чем свидетельствует
Новый Завет.

|