Символ,
N04,1980
ДУХОВНЫЕ
ИСТОКИ ИАРХЕТИПЫ
МОНАШЕСТВА
Пьер
МИКЕЛЬ
Невозможно
дать строгое определение сущности монашеской жизни. Поэтому
мы предлагаем как бы собрание цитат или изречений об
"архетипах" или, так сказать, "движущих идеях", которыми
вдохновлялись монахи первых веков. Их собственные
свидетельства - наилучший путь для постижения того
внутреннего идеала, который они стремились воплотить в своей
жизни.
1.
Уподобление Христу
Желание
"следовать за Христом" выявилось уже в самом начале и
наложило на христианское монашество особый отпечаток, хотя
это желание не слишком ясно выражалось в те
времена.
"Ради Отца
(Христос) восхотел быть послушным во всем, даже до смерти,
до смерти на кресте (Флп 2.8), чтобы своей смертью
воскресить нас и победить дьявола с его властью смерти. И
если мы освобождаемся благодаря пришествию Христа, то мы
становимся учениками
Иисуса и через Него - наследниками"
(Антоний. Письма 5.43-45).
В одно из
воскресений Антоний направился в Церковь на литургию. По
дороге он думал об апостолах, которые "бросили все и
последовали за Господом", и об иерусалимских христианах,
которые "продали свое имущество и вырученные деньги положили
к ногам апостолов". "Когда он вошел в церковь, зам читалось
Евангелие, и он услышал слова Господа, обращенные к
богатому: "Если хочешь быть совершенным, пойди продай имение
твое и раздай нищим... и следуй за Мною" (Мф 19.21). Тогда,
подумав о том, что памятование о святых пробуждено в нем
Богом и что услышанные слова относятся именно к нему..
Антоний роздал все свое добро жителям своего селения"
(Житие Антония 2).
Пахомий,
наставляя своих учеников, говорил им о необходимости
"сначала отречься от своего имущества и от самих себя и
последовать за Спасителем, Который призывает к этому
отречению, ибо это и есть несение креста" (Первое житие
святого Пахомия, 24).
"Возненавидим
самих себя и возлюбим Христа, как и он возлюбил нас и отдал
себя за нас. Будем странниками в мире, как и Христос,
Который не принадлежал к этому миру" (Афраат, ум. после
345 г. Изъявление шестое — о
монахах 1).
"Я начну с
пришествия нашего Спасителя Иисуса Христа и с рассказа о
том, как монахи в Египте проводят свою жизнь в соответствии
с учением Христа. Я видел многих отцов, проводящих
ангельскую жизнь во все возрастающем уподоблении нашему Богу
Спасителю" (История монахов в Египте 4-5).
2.
Ностальгия по первохристианской общине
Мы уже
видели, что такая ностальгия была у Антония Великого, и
знаем, что для Хорсиесиуса и Блаженного Августина общность
имущества составляет основу монашеского образа жизни.
Описание иерусалимской общины (Деян 2.44-45; 4.32-34),
данное в начале августинского Устава, придает ему особые
черты (1-2).
Иоанн
Кассиан (Римлянин) также подчеркивает апостольское
происхождение монашеской жизни: "(Синовиальная жизнь
зародилась во времена апостольской проповеди. "Деяния
Апостолов" дают описание именно такого рода жизни, которую
проводили многочисленные верующие.
После
смерти апостолов у многих верующих наступило духовное
охлаждение. Те же, в ком еще горело пламя апостольских
времен и кто сохранял неповрежденной память о совершенстве
древних христиан, удалялись в пустыню. Осев вокруг городов,
в пустынных местах, они стали частным образом жить по
правилам, которые, как они еще помнили, были установлены
апостолами для всего тела Церкви. Постепенно, с течением
времени, они образовали группу, которая отошла от остальных
верующих. Из-за того что они воздерживались от брака и
держались в стороне от родителей, родных и вообще от жизни
мира сего, их стали называть иными,
иноками, монахами (от греч. "монос" —
"один"), ибо они жили в одиночестве, без семьи. Затем
образованные ими общины стали называтьсякиновиями
(от греч. "койнос" — "общее"). У этих общин были
монашеские кельи и все хозяйственные службы, необходимые
для совместной жизни монахов (Исповедь 18,5).
3.
Духовное мученичество и подготовка к
исповедничеству
Христос
призывает своих учеников взять крест и следовать за ним (Мф
10.38: 16.24). Об этом свидетельствуют две логин. (Логия
подлинное изречение самого Христа. — Прим. ред.)
Следовательно, монахи суть распятые. (Иоанн Златоуст.
Толкование на Матфея 68; Псевдо-Макарий Египетский.
Проповеди 49).
Монашество
также подобно мученичеству. "Ибо древние христиане из греков
становились монахами, созерцая борьбу и терпение мучеников.
Через монашество они получили обновление своей жизни"
(Пахомий. Первое житие 1).
"И не
свидетельствуют ли о таком исповедничестве девы,
принимавшие не телесные, а духовные страдания, и не на
краткий срок, но на всю жизнь, ибо они, не ослабевая, вели
до конца настоящую олимпийскую борьбу за целомудрие?"
(Мефодий. Пир 7,3).
"Часто
говорится среди вас: Где гонения? Как ныне можно стать
мучеником? Будь мучеником совести, умри для греха, умертви
земные уды твои, и желание твое исполнится — ты станешь
мучеником" (Апофтегма, приписываемая Афанасию Великому. В
кн.: "Изречения отцов — пустынников". Новый сборник, №
600).
"Подобно
мученикам, прославлявшим Господа и жившим в чистоте среди
людей, монахи, денно и нощно возносящие молитвы Господу,
стяжают ту же чистоту, что и мученики, ибо и монахи суть
мученики" (Иероним. Толкование на псалом 115). Иероним
рассматривает монашескую жизнь какежедневное
мученичество. (Послание 3, 5; 108,
31).
"Через
терпение и неукоснительную верность обетам, принятым на всю
жизнь, через отсечение своей воли монахи каждый день
распинаются миру и становятся живыми мучениками" (Иоанн
Кассиан (Римлянин). Исповедь 18, 7).
Монашеская
аскеза рассматривалась как борьба, как подготовка к смерти и
исповедничеству. Афанасий Великий утверждает, что Антоний
Великий жил по слову апостола Павла, который говорил о себе:
"Я каждый день умираю"... (1 Кор 15.31; см. Житие Антония
Великого, написанное Афанасием Великим, 19,
89,91).
Бегству в
пустыню способствовали, быть может, и какие-то социальные и
экономические обстоятельства. Вообще говоря, бегство в
пустыню не было бегством от мученичества. Оно не было и
попыткой искупить через покаяние слабость, проявленную
перед лицом мученичества, хотя у Иеронима есть намеки такого
рода относительно Павла Пустынника, а у Кассиана Римлянина
— относительно Антония. Наоборот, Афанасий Великий
показывает бесстрашие Антония во время гонений и его
стремление к исповедничеству: 'Тогда Максимин начал гонение
против Церкви. Святых исповедников повели в Александрию.
Антоний, покинув свой монастырь, сопровождал их. Он говорил:
Пойдем и мы бороться, если нас призовут, или созерцать
борющихся ... Он желал мученичества и скорбел о том, что не
мог так свидетельствовать" (Житие Антония).
4. Борьба
с бесами
У греков
аскетическая жизнь в пустыне, согласно первоначальным
монашеским писаниям, есть, прежде всего, борьба с бесами и с
их предводителем Сатаной, Дьяволом, или Главным Врагом рода
человеческого. И такая борьба чаще всего описывается в
житиях пустынножителей. Особенно ярко эта черта проступает
в житии Антония Великого, написанном святым Афанасием. (Как
известно, жизнь Антония послужила образцом для всех
пустынножителей). То же мы находим и в житиях, составленных
святым Иеронимом, в житии святого Павла, первого отшельника,
в житии Марка Подвижника и особенно в житии святого
Иллариона. Борьба с демонами занимает важное место и в житии
Пахомия, хотя в этом житии доминирует позитивный
аскетический аспект.
У латинян,
по Уставу святого Бенедикта, монашеская жизнь есть сражение
или, скорее, военная служба:
"Мои слова
обращены к тебе, кем бы ты ни был, к тебе, отрекшемуся от
собственной воли и облекшемуся в мощный и благородный доспех
послушания, чтобы сражаться под знаменем нашего Господина
Иисуса Христа, нашего истинного Короля" (Пролог 3,см.
40).
"Киновиты
подчиняются одному уставу и служат одному Аббату" (1-2).
"Вот закон, которому мы должны подчиняться (служить)"
(58.10). "Повсюду мы служим одному Господину и сражаемся за
одного Короля" (61.10). Итак, для отшельнической жизни
употребляются термины "борьба" и "бороться".
Эта тема
достигла своего завершения в "Двух знаменах" "Духовного
делания" святого Игнатия и в "Духовном сражении" Лоренцо
Скуполи (Венеция, 1589).
В
древности повсеместно было распространено верование, что в
пустынях обитают демоны. Отзвуки этого верования имеются в
Евангелиях (Мф 4.1: 13.43 и параллельные места). Стало быть,
не в поисках покоя монахи покидали города и села; они делали
это, чтобы бороться с врагом рода человеческого в местах его
обитания. Демоны ругались Антонию Великому: "Убирайся из
наших владений! Нечего тебе делать здесь, в пустыне" (Житие
Антония 13).
5.
Аскетическое странствование и духовный исход
В
этом отношении монахов вдохновляли три библейских
образа.
Авраам,
которому было сказано: "Покинь свою землю, своих родичей и
дом отца твоего" (Быт 12.1). "И он пошел, не ведая куда", и
в этом наши предки в вере, "пришельцы и странники на земле"
(Евр 11.8,13) подражали ему. Отсюда тема
ксенитейи,остраненности
(третья степень "Лествицы" Иоанна Лествичника).
Жизнь
Моисея, который вывел еврейский народ из египетского рабства
и привел его к Земле Обетованной, послужила темой, которую
монахи начиная с Григория Нисского, написавшего "Жизнь
Моисея", постоянно разрабатывали. Молитва Моисея,
крестообразно распростершего руки во время сражения с
амаликитянами, стала образцом монашеской молитвы за весь мир
(Исх 17.11-12),
Наконец,
Илия пророк, отшедший на гору Хорив и на гору Кармин,
родоначальник всех бегущих в пустыню дня встречи с Богом,
стал центральным образом в постоянно возобновляющейся
пророческой традиции (Ос 2.16).
6.
Уподобление монашеской жизни ангельской
Древние
авторы охотно уподобляют монашескую жизнь ангельской. Такое
сравнение оправдано по разным причинам.
Ангелы по
природесозерцательны.
Они "на небесах постоянно зрят лице Отца небесного" (Мф
18.10).
Ангелы -
служители
(Ис 6.1-3) "Монахи проводят равноангельскую жизнь, и потому
они тоже суть служители" (о. Лялин. Восточное и западное
монашество. — "Ирсникон", т.ЗЗ, 1960, стр. 445).
Ангелы —
свободны от всякого
телесного рабства. Монахи
посредством
аскезы и целомудрия "уподобляются ангелам" становятся
сыновьями Божьими, чадами Воскресения" (Як
20.36).
Ангелы —
послушные
вестники (Вар 3.33-35), у них существует
определенная иерархия (Псевдо-Дионисий Ареопагит. О небесной
иерархии).
Монахи,
годами проводящие ангельскую жизнь, уподобляются ангелам не
только духовно, но, в каком-то смысле, и физически. Авва
"Злато" "имел совершенно ангельский образ", "его лик был
настолько светлым, что при взгляде на него все чувствовали
трепет" (История монахов 2).
"Псалмопение
есть ангельское делание, небесная жизнь, горение по Богу и
каждение перед Ним духовным ладаном" (Василий Великий.
Толкование на псалом 1, 1). "Кто избрал ангельское житие,
тот неким образом освободился от жизни тела и поистине стал
жить жизнью духа, так как он перешагнул естественные пределы
человеческой природы. Ибо ангелы по своей природе не имеют
нужды в браке и, созерцая красоту божественного Лика,
никогда не отвлекаются от этого созерцания ради какой-то
другой красоты" (Василий Великий. Аскетическая проповедь).
"Монах через истинную молитву достигает равенства с
ангелами" (ЕвагриЙ Понтийский. О молитве 113).
"Не
взирайте лишь на внешние одежды (монахов), но тщательно
вникайте в сущность их ангельской жизни и образ их действий,
освещенный мудростью" (Иоанн Златоуст. Восемь крещальных
оглашений, оглашение 8,4).
"Основное
делание монашеского, или, лучше сказать, ангельского
воинства это частое славословие Бога, постоянная молитва и
целомудренная жизнь" (Святой Амвросий. Письмо
62).
"Монашеская
жизнь уподобляет ангелам тех, кто принес обеты Богу; такая
жизнь отличает их от других людей" (Святой Бернард. Что
необходимо делать и чего должно опасаться 17,
54).
"Подобно
апостолам, первым среди священников. Иоанн Креститель -
первый среди монахов" (Иероним. Об учении Марка
Подвижника),
На
византийских иконах Иоанн Креститель часто изображается,
подобно ангелам, с крыльями. На алтарном покрове,
подаренном императором Генрихом II в начале 11 века
базельскому кафедральному собору (этот покров ныне хранится
в музее Клюни), изображен Христос Вседержитель, рядом с
которым стоят архангелы Михаил. Гавриил. Рафаил и наравне с
ними святой Бенедикт.
7.
Возвращение к первозданной чистоте Адама
До
грехопадения Адам обладал способностью совершенного
созерцания: "Созерцание было райской привилегией Адама"
(Авва Дорофей. Поучения 1,1). Адам - глаз видимого творения,
Адам — сознание умопостигаемого творения (см. Ж. Гросс.
Обожение христианина согласно учению греческих Отцов.
Париж, 1938, стр. 246). "Делание монахов то же, что и
делание Адама вначале, до грехопадения, когда он,
облаченный в одежды славы, по-родственному общался с Богом"
(Иоанн Златоуст. Толкование на Матфея, проп.
68,3).
Общение
пустынников со зверями часто приводят в пример, когда говорят о
вновь обретенном рае (см. Ис 11.6-8; 65.25). Дикие звери
разоряли огород Антония. "Беззлобно поймав одного из них,
Антоний сказал: Почему вы вредите мне? Я никому из вас не
принес никакого вреда" (Житие Антония 50); он мог разогнать
стаю гиен (Житие 52). В "Луге Духовном" Иоанна Мосха
рассказывается об одном пустыннике, который с колен кормил
львов, о другом, который вылечил раненого льва, после чего лев
помогал этому отшельнику добывать воду; и о третьем
отшельнике, который кормил льва хлебом и горохом.
"Когда Бог
поселяется и почивает в человеке, вся тварь начинает
подчиняться человеку, как она подчинялась Адаму, до того как
он преступил заповедь Божью. И не только звери, но и сами
стихии" (Кирилл Скифопольский. Жизнь святого Евфимия 13).
"Послушание и воздержание укрощают диких зверей"
(Апофтегмы, Антоний, 36). "Каждый, кто приобрел чистоту,
становится владыкой над всей природой, подобно Адаму, когда
он был в раю, до того как преступил Божье повеление" (Жизнь
Павла Пустынника).
Такое
владычествоваиие над природой встречается и у буддийских
монахов, "благостная сила" которых укрощала ярость зверей:
"Тот, кто стяжал полноту добродетели, подобен только что
родившемуся младенцу, который не страшится ни жала ядовитых
змей, ни клыков свирепых чудовищ, ни когтей хищных птиц"
(Тао те Кинг).
Девадатта,
ученик — предатель, натравил однажды на Будду дикого слона.
Слон устремился на Будду, который шел по узкой улочке. Но
"благословенный направил на зверя свою благостную силу, и
слон, побежденный этой силой, опустил хобот, подошел к
благословенному и замер перед ним" (Куллавага VII , 3,12). В
"Куллаваге" также описывается случай, когда та же сила
защитила Будду от змей. "Когда я жил на склоке горы, то
своей благостной силой я привлекал к себе львов и тигров.
Окруженный львами, тиграми, пантерами, медведями, буйволами,
антилопами, газелями, оленями и кабанами, жил я в лесу.
Никто не боялся меня, как и я не боялся никого. Моя
благостная сила - моя опора" (Карийа - Питака,
111,13).
8.
Неусыпное ожидание второго пришествия (Парусии)
Здесь
монаху предлагается в пример образ верного слуги (Мф 24.42.
25.13. 26.41: см. 1 Фес 5.6; 1 Петр 5.8-9; Откр 16.5). Эта
тема имеется и у Исайи (62,6), и в Исходе (17.11 - Моисей,
молящийся во время сражения).
Благодаря
такому бдению монахи получили имя "нептиков" (неспящих). Это
не какое-то пассивное ожидание, но горячее желание
возвращения Христа. Заключительный стих Откровения: "Ей,
гряди, Господи Иисусе!" стал как бы монашеским воплем.
"Духовная тоска по Второму Пришествию - одна из животворных
основ монашества" (И. Хервеген. Смысл и дух Устава
Бенедиктинского ордена. Эйнзидельн, 1944, стр.
14).
Монах
бодрствует не ради себя, но ради всех своих братьев и,
молясь за других, достигает полной солидарности с ними:
"Монахи возносят благодарение Богу от лица всех людей, как
если бы они были отцами всего человечества: они благодарят
Бога от лица всех людей и стремятся стать подлинными
братьями каждого" (Иоанн Златоуст. Толкование на Матфея,
проп. 55.5). "Молитва сама по себе уже общение и единение
человека с Богом: силой молитвы держится весь мир" (Иоанн
Лествичник, степень 28). Общеизвестны слова Евагрия: "Монах
тот, кто отделен от всех и соединен со всеми" (Рассуждение о
молитве 124)
9.
Монашеская жизнь как истинная философия
Уже
иудейская религия воспринималась язычниками как некая
философия
(Теофраст. О благочестии. Цитируется Порфирием в "Трактате о
воздержании" 2.26). Филон Александрийский в "Послании к
Гаю" и в "Четвертой книге Маккавеев" пользуется той же
лексикой.
В
монашеской традиции монах часто рассматривается именно как
истинный философ: "В пустыне философствуют и готовятся к
Христову пришествию... Воззрите, монахи, сие - ваше
достоинство" (Иероним. Проповедь об Иоанне). Монах — ученик
Христа, Который действием и словом раскрыл перед нами
истинную философию" (Нил Синайский. Послание 54). "Антоний,
когда он был в Египте, вдали от людей, отдавался истинной
философии" (Соломен. Церковная история VI, 33).
Монастыри,
основанные святым Василием, были устроены так, что
"философия была неотделима от общинной жизни, а деятельная
жизнь - от философии" (Григорий Богослов. Слово о Василии
Великом). В "Житии Макрины" Григорий Богослов представляет
монашескую жизнь как высшую степень философии. Даже в
императорском законодательстве говорится о "монашеской
философии" (в частности, см. Юстиниан. Законы V,
2).
Иоанн
Кассиан (Римлянин) говорит об отцах - пустынниках как о
"подвижниках христианской философии" (Исповедь 4, I).
Иероним говорит об этом более точно, утверждая, что монах
превосходит философа, ибо "следует за Христом". "Не сказал
(Иисус):Те, кто все
оставил. - ибо такое совершал Кратес —
философ, а многие другие презирали богатство,
ноте, кто
последовал за мной, — и таким образом
стали апостолами и христианами" (Иероним. На Матфея 3,
19). В "Средневековом глоссарии" Дю Канжа
философствование определяется именно как "монашеское
делание" (т. 6. Париж, 1886, стр. 305).
К этим
определениям легко можно прибавить и другие. Монашество
—мудрое
безумие, илиюродство
Христа ради (особенность русского
монашества). Монашество —священное
искусство, а монах - "ремесленник",
обрабатывающий свою духовную жизнь с помощью орудий,
которые суть добрые дела и добродетели (Правила
Наставника 4; Правила святого Бенедикта). Монах -
старец -
дитя (Макарий Египетский)
илидитя -
старец (Жизнь Сабаса, написанная
Кириллом Скифопольским).
Все эти
разные архетипы монашества свидетельствуют о богатейшем
разнообразии монашеского идеала — разнообразии, которое
отнюдь не нарушает внутреннего единства этого идеала, ибо
дело не в той или иной форме монашеской жизни: монах тот,
кто стремится познать Бога, почитать его и служить
ему.
|