II. Послания
св. Иоанна
Христианская традиция связывает три Послания
св. Иоанна с личностью Иоанна апостола, сына Заведеева, но
современные исследователи доказали, что их настоящий автор,
скорее всего, нам неизвестен. Можно только сообщить, что самое
большое из Посланий – Первое, обнаруживает большое
сходство с Евангелием св. Иоанна, но написано несколько
раньше, чем Евангелие. Из этого можно заключить, что Первое
Послание Иоанна возникло в той же среде, либо вдохновлялось
одной и той же богословской традицией.
Хотя 1 Ин не называет ни автора Послания, ни
адресатов, является настоящим посланием, возможно, обращенным к
нескольким христианским общинам Малой Азии. Автором 2 Ин
является некий
“старец”, а адресатом послания – “избранная госпожа” (1,1). 3
Ин тоже написан “старцем”, а адресатом является некий Гай.
Заметна зависимость 2 Ин и 3 Ин от 1 Ин. Все три Послания
характеризуются одинаковым способом изложения материала и
одинаковым богословием, представляющим любящего Бога, Который
от своих верных требует взаимной братской любви. 2 и 3 Послания
очень кратки – вместе они не составляют даже восьмой части
Первого Послания Иоанна, поэтому фактически не привносят ничего
нового, только повторят основные богословские положения 1 Ин.
Достаточно исследовать керигму Первого Послания, чтобы понять
два оставшиеся.
Все три Послания соединяет в единое целое
понятие Истины. Во всех трех Посланиях автор утверждает, что не
может быть противоречия между Истиной, открытой Христом и
праведной жизнью христианина, потому что истина тесно связана с
Богом, Который является Истиной. В Посланиях точно также, как в
Ин 8,44 четко противопоставляются истина и ложь. Последняя
категория в Посланиях имеет четкое определение – это
всемозможные ереси, а самая тяжкая из них – отрицание Божества
Иисуса Христа. Еретики находятся во тьме, поэтому не могут
являть в своей жизни любовь Бога, которая изливается в
христиан. Истиной же является признание телесного Воплощения
Господа Иисуса Христа, и исповедание Его как истинного Бога и
истинного человека.
1. Первое
Послание св. Иоанна
Главным намерением автора 1 Ин является
разбудить в среде верующих своей общины веру в воплощенного
Христа. Если Слово стало Плотию, то Бог избрал для нас такой
путь спасения – через крестные страдания Спасителя, Его смерть
и пролитую за нас кровь (Ин 12-14; 1 Ин 3,16). Но еретики,
ослепленные своей гордыней, отвергают жертву Христа, потому что
считают, что им не нужен никакой посредник на пути к Богу. Но
если Бог воплотился в человеческом теле, то человек в состоянии
воспринять всю полноту Божественной Истины, кроме того,
становится участником и проповедником принесенного ею Спасения.
Поэтому христология 1 Ин сосредоточена
вокруг Иисуса Христа – истинного Сына Божьего, Который
пришел в мир, приняв человеческую плоть, искупил человеческий
род Своей кровью, пролитой на кресте. Чтобы убедить верующих
своей общины принять спасительную истину о Воплощении Сына
Божьего, автор 1 Ин использует различные определения,
побуждающие к глубокой рефлексии. В этом 1 Ин наследует
Евангелие св. Иоанна – оно заставляет думать, размышлять о
Боге. А размышления о Боге являются богословием. О Боге 1 Ин
говорит, что Он – свет (1,5) и Любовь (4,3.16). Эти утверждения порождают
этический постулат: верные должны “ходить в свете” (1,7),
“соблюдать заповеди” (2,3), “поступать по истине” (1,6), а это
все должно проявляться во взаимной братской любви (2,10; 3,16).
Таким образом Бог реально воплощается в жизни христианской
общины. Любовь, порождаемая Истиной - это главная тема 1
Ин.
Этот постулат реализуется в композиции и
тематике Послания, которое имеет следующую
структуру:
1 часть
. Вступление (1,1-4), свидетельство автора о вере в Христа
(1,5)
христианин и грех
(1,6-2,2)
обязанность братской любви (2,3-11)
2 часть
. Вера в Христа (2,18-3,3)
христианин и грех (3,4-10)
обязанность братской любви (3,11-24)
3 часть
. Вера в Христа (4,1-6)
о любви Божьей и братской (4,7-5,3)
вера в Христа (5,4-12)
окончание (5,13-21)
христианин и грех (5,16-18)
К этой общей схеме нужно добавить, что тема связанной с любовью
веры появляется как во второй, так и в третьей части (3,18-24;
4,13-16; 5,1). В структурной схеме присутствует определенная
закономерность: вера в Христа – это знание Истины о Нем,
которую необходимо принять и воплотить в жизнь. Поэтому
необходимо избегать ересей, греха, лжи, ненависти. Это все
может осуществится только тогда, когда вся община соединится в
вере и в любви, которые посредством Христа будут изливаться на
братьев.
2. Второе
Послание св. Иоанна
Второе Послание св. Иоанна состоит из одной
главы и всего 13 стихов. Из первого стиха узнаем, что
послание написал “старец” и адресовал его “избранной госпоже”.
Возможно, что госпожа – это эвфимизм, а Послание адресовано
одной из церквей Малой Азии, а возможно, что речь идет о
домашней церкви (или о семье), главой которой была
женщина. Во втором
стихе возникает тема Истины, которая пребывает в христианах.
Третий стих объясняет от кого исходит эта Истина, а также
благодать, милость, мир. Источник всего этого – Господь Иисус
Христос.
В 2 Ин мотив Истины проявляется несколько по-другому, чем в 1
Ин.
Старец, автор послания, предостерегает перед
гностическо-докетической ересью. Поэтому, чтобы не запоздать,
пишет письмо. В этом письме старец прежде всего утверждает
необходимость взаимной братской любви. Автор утверждает, что
противостоять ереси, отрицающей Воплощение Иисуса Христа (стих
7), может только сплоченная и крепкая община. Понятие Истины –
центральное во 2 Ин. Истина пребывает в верующих, соединяет их
во взаимной любви, и проявляется как жизнь Божья в верных.
Истина не только основана на любви, но и порождает ее. Кроме
того, Истина тесно связана с учением Христа – на это обращает
особенное внимание автор 2 Ин. « Пребывание» в учении Христа
защитит от опасности ложного учения докетизма.
3. Третье
Послание св. Иоанна
Третье Послание св. Иоанна также состоит
только из одной главы и 15 стихов. Автором его также является
старец, но адресовано послание некому Гайю. Здесь тема братской любви и
истины появляется уже с первого стиха. Из текста послания
можем узнать, что Гай был духовным сыном старца (стих 4),
который был верен истинной науке Христа, потому что «ходил в
истине» (стих 3). Об этом свидетельствовали «братья» – члены
христианской общины, в которой пребывал Гай. Христианство Гая
проявляется практически – он многое делает для церкви и
принимает странников (стих 5).
Старец стремиться всячески поддерживать и
наставлять в вере своего духовного сына, но в контактах с
церковной общиной ему мешает «любящий первенствовать» Диотреф
(стих 9). Конфликт старца и Диотрефа, скорее всего, порожден
непринятием миссионеров, посланных старцем, который хотя и не
является официальным главой общины, но пользуется большим
авторитетом. Главой миссионеров, возможно, является Димитрий,
которого вместе с миссионерской группой старец рекомендует Гаю.
Из чисто практических дел, связанных с церковной общиной автор
Послание рождает богословские постулаты: нельзя быть
христианином, и одновременно жить в ненависти к братьям и вести
себя неморально. О
близости к Христу, прежде всего, свидетельствуют поступки
христианина: «кто делает добро, тот от Бога, а делающий зло
не видел Бога» (стих 11). Также большим грехом является
препятствовать проповеди Слова, потому что Истина требует
проповеди и людей, которые понесут ее свет
другим.
Вопросы по
теме:
1. Кто был автором Посланий св.
Иоанна?
2. Какое из Посланий Иоанна самое
длинное?
3. Сколько стихов насчитывает 2 Ин?
4. Сколько стихов насчитывает 3 Ин?
5. Кому адресовано 1
Ин?
6. Кому адресовано 2
Ин?
7. Кому адресовано 3
Ин?
8. Кто такая «возлюбленная госпожа» из 2
Ин?
9. От кого старец предостерегал
госпожу?
10. Кто такие докеты и во что они
верили?
11. С кем и из-за чего старец
конфликтовал?
Чем является Бог в 1
Ин?
Во что должен верить истинный христианин
(согласно 1 Ин) ?
Как в повседневной жизни должна проявляться
его вера (согласно 1 Ин)?

|